«Свобода выбора – главное достижение казахстанской демократии!» - эти слова, с которыми почетный председатель жюри 2000 года Дарига Нурсултановна Назарбаева открыла первую церемонию награждения в 2000 г. исключительно точно определили историческую почву возникновения проекта "Выбор года №1" в Казахстане. Своим появлением проект также обязан желанию казахстанцев знать имена лидеров рынка товаров и услуг. По сведениям различных источников человек ежедневно не менее трех тысяч раз подсознательно делает выбор (чем пообедать, какой галстук надеть, что посмотреть по ТВ и т.д.) Влияют на процесс выбора реклама, рекомендации знакомых, любопытство и собственный опыт. Но любой потребитель хотел бы опираться на квалифицированный совет эксперта и мнение всего общества.
Задачи конкурса
В задачи конкурса входит:
сделать обоснованный выбор по каждой из номинаций, установить лучших по сумме критериев, опираясь при этом не на сформировавшийся рекламный имидж номинанта, но на его реальные преимущества; донести факт выбора до основной целевой группы потребителей, используя объединенные спонсорские усилия номинантов для осуществления масштабной рекламной кампании. Как следствие - потребитель получит профессиональные своеобразные рекомендации, исключающие риск неоправданного выбора товара-услуги, а производитель-продавец приобретет мощное преимущество в продвижении брэнда-победителя конкурса.
Участие
Участие в конкурсе - прежде всего, свидетельство того, что участник располагает cильным конкурентным предложением, а также с уважением относится к обществу, не рассматривая его лишь как рынок. Рекламная кампания конкурса, рекламирует и номинантов конкурса, представляет их в сознании потребителей участием в аналитических и сравнительных отчетах, доступных широкой публике через средства массовой информации. Участник конкурса получает доступ к материалам сравнительных исследований, оценок и мнений экспертов конкурса - свой рыночный портрет, включая мнение на его счет репрезентативной выборки. Это служит материалом для корректировки рыночной стратегии участника. В случае победы в номинации, информация об этом распространяется в СМИ. Победитель сможет также активно пользоваться почетным знаком-медалью конкурса, размещая его на своих товарах, в демо-залах и своей рекламе. Графический образ почетной награды рекламируется по телевидению, и, увидев его затем в магазинах на упаковках товаров, в офисах, демо-залах и рекламе, потребители будут однозначно осведомлены о таком мощном преимуществе брэнда-победителя, что склонит выбор в его пользу (речь идет о первичной покупке товара(услуги) или о повторной покупке при выборе из товаров(услуг) с близкими потребительскими свойствами). Результаты маркетинговых опросов показали, что при условии акцентированного использования образа награды в рекламе победителя, потенциальные потребители легко идентифицируют образ, встречая его в месте продаж, и строят свой выбор, во многом опираясь на завоеванные товаром в потребительских конкурсах награды (эффект особенно выражен при первичной покупке или при выборе из близких по свойствам товаров).
Методика отбора
Процесс предварительного выбора включает в себя: опрос мнения "Репрезентативной выборки" в нескольких ключевых городах Казахстана; проведение (при наличии возможности) сравнительных "слепых проб" товаров, лишенных очевидного признака марки дегустационными комиссиями; проведение сравнительного анализа Экспертного жюри; изучение резюме участника и оценка представленной в нем информации. По итогам оргкомитет представляет вероятностную оценку, концентрирует материалы в дайджест по номинациям и передает материалы в Высокое жюри.
Жюри
В жюри конкурса входят эксперты, представители различных частных и государственных структур и общественных объединений, уважаемые и авторитетные личности, популярные и известные люди. Жюри делает свой выбор, основываясь на результатах опросов общественного мнения, слепых проб, экспертиз, вероятностных рекомендациях оргкомитета, а также резюме участников об общественной роли номинанта или компании, его представляющей, его вклад в жизнь общества, его заслуги перед ним. Каждый член Высокого жюри голосует независимо от остальных, что гарантирует объективность. Итоговые баллы суммируются, проверяются ведущей аудиторской компанией, и публикуются в финальном отчетном журнале - с описанием статистического материала, проб, экспертиз и резюме победителей.
За время работы проекта в 2000 - 2008 гг. в состав жюри входили:
|
Дарига Нурсултановна Назарбаева
президент медиа-холдинга "Хабар", доктор наук, председатель Высокого
Жюри
|
Питер Максимилиан граф де Хайдендорф-Шустер де Медиас
председатель правления EECCIT, доктор наук, профессор, сопредседатель Высокого Жюри
|
Юрий Александрович Синявский
ЗАО "Казахская Академия питания", доктор наук,
профессор
|
Жанат Колановна Бердалина
управляющий партнёр, генеральный директор KPMG "Жанат"
|
Набира Мурзахметовна Неясова
заместитель председателя президиума Городской Коллегии Адвокатов
|
Сапар Хайсанович Кошкимбаев
управляющий партнёр-президент ЗАО "BDO-Казахстанаудит"
|
Хамит Кошанович Ракишев
президент Союза торгов-промышленных палат Казахстана
|
Нина Семеновна Безрукова
вице-президент Союза производителей продуктов питания Казахстана
|
Кыдрал Базаралович Бегасильев
директор алматинского регионального филиала по пассажирскому вагонному хозяйству
|
Валерий Альбекович Кузембаев
зам. председателя Комитета Культуры г.Астана, заслуженный деятель
искуств РК
|
Айкан Аканович Аканов
вице-министр здравоохранения, генеральный директор Нац. Центра ФЗОЖ, доктор наук, профессор
|
Владимир Аметдьянович Рерих
исполняющий обязанности президента ЗАО "Хабар"
|
Гурам Михайлович Пичхадзе
заведующий кафедрой фармакологии КазНМУ, професссор, доктор наук
|
Юрий Михайлович Крылов
генеральный директор ТелеРадиоКомплекса при президенте
РК
|
Сергей Александрович Терещенко
зам. пред. Ассамблеи Народов Казахстана, кандидат наук
|
Дюсен Курабаевич Касеинов
председатель Комитета по Культуре РК, заслуженный деятель искусств РК, профессор
|
Мурат Мухтарович Ауэзов
директор Национальной Библиотеки г. Алматы, кандидат наук
|
Мырзабай Мухат Мусатович
директор Алматинского филиала ОАО "Национальный Центр Экспертизы и Сертификации" г. Алматы
|
Виктор Вячеславович Храпунов
аким города Алматы до 2005 года
|
Арманжан Марекеевич Байтасов
президент ТРК 31 Канал
|
Светлана Юрьевна Шамсутдинова
президент общественного фонда "Лига Потребителей Казахстана"
|
Гульмира Мактыбековна Алдиярова
генеральный директор ТРК "Шахар"
|
наблюдатель
Центра Маркетинговых Исследований
(Брюссель)
|
Конференция
В рамках фестиваля-конкурса проводится конференция "Продвижение марочных товаров и услуг на казахстанском рынке", посвященная проблемам и успехам в этой области. Своим опытом делятся специалисты компаний брэнд-лидеров, государственных ведомств и организаций. Данная конференция призвана существенно обогатить опыт ведения брэнда в местных условиях, и позволит расширить круг профессиональных знакомств.
Авторские права
Номинации, названия, графические императивы и торговые знаки защищены соответствующими свидетельствами о регистрации товарных знаков Республики Казахстан, охраняются Законом РК. Дата регистрации в Государственном реестре Национального Патентного Ведомства Республики Казахстан 14.05.1999 г. При неправомочном использовании званий и графических императивов конкурса, а также образов, схожих с ними до степени смешения, оргкомитет конкурса развернет судебное преследование нарушителей Закона РК.
При неправомочном использовании званий и графических императивов конкурса, а также образов, схожих с ними до степени смешения, оргкомитет конкурса развернет судебное преследование нарушителей Закона РК.
Международный уровень
Фестиваль-конкурс "Выбор года" проходит кроме Казахстана в республиках СНГ: Украине, Беларуси, Кыргызстане и Узбекистане. В организации конкурса приняли участие Европейский центр маркетинговых исследований и Европейской экономической палаты коммерции, индустрии и торговли. Победители номинируются к участию в европейском форуме на получение Евромаркет-приза.
Финальное шоу
Подведение итогов общенационального фестиваля-конкурса "Выбор года" в Казахстане проходит во Дворце Республики, с участием всех номинантов, победителей прошлых лет, членов экспертных комиссий и Высокого жюри, почетных граждан Казахстана. Торжественная церемония вручения главных наград фестиваля "Выбор года" - почетных медалей и фестиваля "Человек года" - статуэтки "Алтын Адам" - точной копии археологической находки сопровождается выступлением звезд эстрады.